Коротко напомню, как определить ЗРР у вашего ребенка
- Ребёнку 1,8 года, и он не говорит ни одного слова. Это уже плохой признак. НО большинство родителей предпочитают подождать до двух лет. Это неправильно, время идет.
- Ребёнку 2 года, но он не говорит элементарных слов и простых словосочетаний из двух слов. Это уже совсем плохой признак. Хотя многие педиатры успокаивают и предлагают ждать до 2,5 и даже до 3 лет. Это очень грубая ошибка.
- Ребёнку 2,5 и более лет, но он не имеет простого словарного запаса и не говорит простыми предложениями. Это совсем плохой признак.
- Ребёнку 3 и более лет, он более-менее начал говорить, но некоторые звуки произносит неправильно. Или в целом говорит невнятно, во рту каша. Здесь сочетание ЗРР и дизартрии.
В первых четырех случаях логопед НЕ НУЖЕН. Почему? Объясню на простом примере.
У вас на кухне есть кран, из которого очень плохо течет вода, тонкой струйкой. Вам нужна нормальная бодрая струя. Вы просите соседа помочь разобраться. Он с энтузиазмом разбирает смеситель, это не помогает. Потом меняет его. Эффекта нет. Потом чистит трубы, меняет шланги. Все бесполезно. Вы решаете вызвать профессионального сантехника. Он, недолго думая спускается в подвал и сразу находит причину – основной кран («стояк») почти полностью перекрыт. Он его спокойно открывает, и вода пошла как положено.
Итак, кто еще не понял, поясняю. Кран на кухне – это ребенок. Вода из него – это его речь. Сосед – это логопед. Он искренне пытается помочь, разрабатывая КОНЕЧНЫЕ звенья речевой цепи – сам речевой аппарат (язык, губы и пр.). Кран, трубки и шланги – и есть этот речевой аппарат. Стояк в подвале – это дисфункции, которые есть у ребенка (зажимы, ограничения). Эти дисфункции в большинстве случаев результат маленьких родовых травм, которые вызывают компримирование (зажимы) нервов в основании черепа. Сантехник – это Остеопат.
Таким образом, логопед бывает эффективен ТОЛЬКО тогда, когда с ребенком уже поработал Остеопат и устранил его проблемы в местах выхода нервов, ответственных за речь. Если нервы в основании черепа зажаты, то пытаться разрабатывать речевой аппарат смысла нет. Наоборот, ребенок психологически и физически истощается (от него требуют то, чего он сделать не может), и его состояние может усугубиться. Поэтому в некоторых случаях проблема переходит в психологическую (дополнительно к существующей физиологической) – так рождается психосоматика (сочетание психологической и физической болезни, очень тяжело поддается коррекции). Именно поэтому нередко дети с ЗПРР на фоне мучений с логопедом становятся психически неуравновешенными, начинают психовать чаще обычного. Либо наоборот уходят в себя, становятся еще более замкнутыми, проявляется аутистический спектр (или усиливается, если уже был).
А почему в первых четырех случаях Логопед не нужен? Потому что, когда остеопат поработал с ребенком на начальных этапах, то, как правило, ребенок изначально начинает выговаривать правильно. Если этого не происходит и имеется небольшая дизартрия, то мы спокойно подключаем и Логопеда. После коррекции родовых проблем, разумеется.
Итак – сначала открываем основной кран. А уже потом требуем воды.
Чтобы лучше понять проблему задержки речи прочтите две мои старые статьи:
Подробно о ЗПРР
Подробно о Дизартрии