Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Задержка речи. Почему ребенок не говорит

Задержка речевого развития (ЗРР), или Алалия (греч. a — частица отрицания, отсутствия, lalia — речь) — недоразвитие либо полное отсутствие речи у детей при сохраненном интеллекте и слухе. В таких случаях родители обычно говорят: «Ребенок не разговаривает, а ему уже 5 лет, хотя все понимает».

Различают два вида алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия у детей (лат. motor — двигательный) — недоразвитие самой речи, когда ребенок хорошо понимает речь, но плохо строит предложения, имеет малый словарный запас, его речь бедная, слова зачастую тяжело разобрать.

Сенсорная алалия у детей (sensus — чувство, ощущение) — задержка речевого развития у детей, связанная с нарушением понимания речи. Сенсорная алалия у детей в чистом виде встречается редко, обычно она сочетается с моторной — сенсомоторная алалия.

Задержка речевого развития у детей часто сочетается с задержкой психического развития. В этом случае имеет место т.н. задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая проявляется нарушением речи и более или менее выраженным отставанием психического развития. Ребенок не разговаривает и плохо понимает речь.

Важно! При алалии у детей всегда имеет место порочный круг: сама по себе ЗРР всегда приводит к общему отставанию развития. Это отставание у кого-то более заметно, у кого-то почти незаметно. Но оно есть. Потому что вербальное (речевое) общение является значительной частью общего развития человека, даже взрослого (попробуйте не разговаривать пол года или год, вы начнёте глупеть).

Задержка же психического развития в свою очередь ещё больше усугубляет задержку речевого развития, то есть алалию. Именно поэтому на фоне остеопатического лечения родители отмечают не только улучшения в речевом развитии своих детей, но также и общую положительную динамику в развитии, поведении и социальной адаптации.

Насколько актуальна ЗПРР у детей?

К большому сожалению, ЗРР и ЗПРР в последнее десятилетие встречается все чаще и продолжает набирать обороты. «Ребёнок не говорит»- одна из самых частых причин обращения к остеопату за помощью среди детей младшего возраста.

Я считаю, это связано с общим снижением здоровья у молодых рожающих женщин. И как следствие — с увеличением родового травматизма новорожденных. Об этом я подробно писал ранее.

Причины задержки речевого развития у детей

  • Пренатальные или Внутриутробные поражения ЦНС (асфиксия плода, внутриутробные инфекции, интоксикации, в том числе лекарственные, алкогольные, табачные).
  • Интранатальные причины, то есть возникшие во время родового процесса — т.н. Родовые травмы, пожалуй, наиболее частая причина задержки речевого развития у детей.
  • Постнатальные причины — возникшие после рождения. Обычно это травмы, интоксикации, нейроинфекции.

Дополнительные причины ЗПРР

В некоторых источниках указываются и другие факторы, которые, по мнению авторов, являются причинами задержки психоречевого развития у детей. Среди них принято называть:

  • т.н. гиперопёка детей, то есть повышенное к ним внимание (не упади, давай помогу, давай надену…)
  • запугивание детей, для их же «безопасности» (вот сейчас тётя будет ругаться, сейчас волк тебя в лес утащит…)
  • оказывание давления на детей, лишение их права самостоятельного выбора (чем играть, как играть, что одеть…)
  • закладывание низкой самооценки у ребёнка (ты не сможешь, ты у меня растяпа, неуклюжий, давай я лучше сама…)
  • малое количество твердой пищи, которую нужно жевать и грызть (и как следствие нарушение развития зубо-челюстной системы и речевого аппарата)
  • дефицит живого общения, замена его на гаджеты

По моему мнению, эти и им подобные факторы можно считать лишь дополнительными провоцирующими, или усугубляющими проблему. В то время как некоторые из них и вовсе являются надуманными. 

Как выявить ЗРР у детей? Признаки задержки речи

Заподозрить ЗПРР у ребёнка можно, если он:

  • в 3-5 месяцев не реагирует на близких людей, не улыбается
  • в 2-5 месяцев не гулит
  • в 4-6 месяцев не произносит односложные слоги
  • к 12 месяцам не использует жесты (например, кивки головой в знак согласия)
  • в 14-16 месяцев не знает по меньшей мере несколько простейших слов (папа, мама, дай, ам…)
  • в 15-20 месяцев не реагирует активно на интересующие его предметы (кошка, птичка, машина…) и не пытается привлечь к ним ваше внимание
  • к двум годам не пытается копировать жесты взрослых и не пытается повторять за ними слова
  • к 2-2,5 годам не умеет строить простые фразы из двух-трех слов, не может находить требуемый предмет на картинке
  • в 3-3,5 года не в состоянии объяснить, что ему нужно, составлять простые предложения; не задает вопросов, не может правильно ответить на простые вопросы
  • в 4-4,5 года не способен составлять сложные предложения из 4-5 и более слов, а также отвечать на более сложные вопросы

Сроки приведены ориентировочно. Кроме того, мальчики обычно чуть запаздывают в своем психоречевом развитии.

Ребёнок не говорит. Что делать?

Если ваш ребенок не разговаривает и вы заподозрили у него ЗРР или ЗПРР, то вся ваша тактика должна сводиться к следующему:

1. Определить ведущую причину ЗПРР у вашего ребенка. Для этого нобходимо обратиться за помощью к неврологу, и при необходимости пройти ряд обследований. Возможные варианты:

  • Установлено органическое поражение ЦНС (чаще всего это внутриутробные инфекции или интоксикации);
  • Органическое поражение головного мозга не подтверждается, и очевидно наличие только родовой травмы;
  • Установлено нарушение слуха ребёнка;

2. Определиться с набором необходимой помощи:

  • в случае органического поражения прогноз неблагоприятный — в этих случаях нередко ЗПРР идет как сопутствующий синдром вместе с такими тяжёлыми состояниями, как синдром Дауна, олигофрения, ДЦП, аутизм… Помощь Остеопата в этом случае совершенно необходима, но будет иметь ограниченный эффект наряду со многими другими лечебными и реабилитационными мероприятиями;
  • в случае отсутствия органической патологии прогноз, как правило, довольно благоприятный. И при своевременном обращении за помощью к грамотному Остеопату удается достичь требуемых результатов. При этом полностью вернуть ребёнка в строй так, что через некоторое время он ничем не будет отличаться от сверстников. Иногда требуется дополнительная помощь логопеда, дефектолога, детского психолога.
  • Установить причину нарушения слуха и в первую очередь заниматься её устранением;

Ребенок не разговаривает. Может, пройдёт само?

Действительно, во многих случаях задержка речи у детей со временем как-то сама собой разрешается. Ребенок худо-бедно начинает-таки говорить. Может быть, тогда нет повода для беспокойства, заговорит и ладно?

Во-первых, далеко не всегда алалия у детей разрешается самостоятельно. В некоторых случаях ребёнок не может нормально говорить вплоть до 5-7 и даже 10 лет! А раз нет нормального речевого развития, то соответственно нет и нормального общего психического развития. Поскольку, как мы уже говорили выше, речевое развитие является важной и неотъемлемой частью общего психо-физического развития детей.

Во-вторых, даже если алалия проходит самостоятельно, далеко не всегда она проходит бесследно. Причина остается, повреждение участка черепа и головного мозга никуда не исчезает. Поэтому в той или иной степени задержка психомоторного развития у ребенка останется. Все равно это будет другой ребенок, нежели если бы данная проблема у него была своевременно устранена.

Короткий путь

Описанная выше тактика является правильной, но для многих родителей слишком накладна по временным и денежным затратам. К тому же, органические поражения ЦНС и нарушения слуха встречаются, слава Богу, не так часто. Поэтому всё чаще родители выбирают более короткий и простой путь: они начинают с Остеопата.

В большинстве случаев этого бывает вполне достаточно. Ведь с последствиями родовых травм хороший Остеопат справится и без посторонней помощи (строго говоря, кроме него никто ими особо заниматься и не будет). В тех же случаях, когда он заподозрит неладное, он обязательно рекомендует пройти дополнительные обследования у коллег: педиатров, неврологов и т.д.

Вывод

Задержка речевого развития у детей является проблемой вполне решаемой при наличии у родителей правильного понимания и серьезного подхода к ней.

Как записаться на приём?

Если вы хотите записаться именно ко мне, нажмите Казань или Москва. Если вы хотите приехать к нам в Казань на лечение из другого города, нажмите.

Если вам нужен другой специалист в вашем городе, попробуйте посмотреть на сайте ЕНРО. Это регистр остеопатов России, которые точно прошли обучение (или в процессе обучения) и имеют право принимать. ЕНРО – это не единственный регистр остеопатов в России. Есть и другие. Членство в них является добровольным, поэтому если какого-то врача-остеопата нет ни в одном регистре, это еще не значит, что он самозванец. Это всего лишь значит, что он не хочет там регистрироваться и платить ежегодные взносы.

Если у вас есть сомнения по поводу того или иного специалиста, напишите мне на вацап, я постараюсь помочь вам разобраться.

С уважением, Доктор Остеопатии Европы Мухаммад Рафикович Каюмов.

Я в Instagram

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *